ИСТОРИЧЕСКИЕ
КОРНИ БАНИ
История бани своими корнями уходит в
глубокую древность. Так, египтяне уже
около 6 тыс. лет тому назад придавали
огромное значение чистоте тела и
повсеместно пользовались банями.
Египетские жрецы в течение суток
обмывались четыре раза: два раза днем
и два раза ночью. Поскольку всюду
имелись прекрасно устроенные бани,
доступные каждому. Приверженность к
бане и массажу, умеренность в еде
позволяли египтянам поддерживать
стройность фигуры и помогали успешно
бороться с преждевременной старостью.
Египетские врачи того времени
считались лучшими в мире, а их
искусство в лечении разных болезней
почти не обходилось без водных
процедур, то есть без бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня
широко использовалась с
гигиенической и лечебной целью в
Индии.
В Древней Греции бани появились
сначала у спартанцев. Представляли
они собой круглое помещение с
каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью
пользовалась баня у древних римлян.
Здесь буквально существовал культ
бани. Даже здороваясь при встрече,
римляне вместо приветствия
спрашивали: «Как потеешь?» Римляне
просто не представляли себе жизни без
бани. «Баня, любовь и радость—до
старости мы вместе»,— такая надпись
сохранилась до наших дней на стене
одной древней постройки.
В бане римляне не только мылись, но
вели беседы, рисовали, читали стихи,
пели, устраивали пиршества. При банях
имелись комнаты для массажа, площадки
для физических упражнений и
спортивных состязаний, библиотеки.
Богатые римляне посещали баню два
раза в день.
Как частные, так и общественные
римские бани (термы) отличались
исключительной роскошью —
драгоценный мрамор бассейнов, серебро
и золото рукомойников. К концу I в. до н.
э. в Риме было построено 150
общественных бань.
Любопытно отметить, что помещения
для потения разогревались так же, как
в современных русских банях и финских
саунах: в углу печь-жаровня, на
бронзовой решетке—камни над
раскаленными углями. Имелись также
помещения с сухим и влажным паром.
В Древнем Риме ценили бани и как
средство от многих болезней. В
частности, выдающегося римского врача
Асклепиада (128—56 годы до н, э.) за его
приверженность к банному водолечению
даже прозвали «купальщиком».
Асклепиад считал, что для излечения
больного необходимы чистота тела,
умеренная гимнастика, потение в бане,
массаж, диета и прогулки на свежем
воздухе. «Самое главное,—утверждал
Асклепиад — завладеть вниманием
больного, разрушить его хандру,
восстановить здоровые представления
и оптимистическое отношение к жизни».
Именно баня как раз и создавала
подобные ощущения у больного.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня,
мовь, влазня) была известна у славян
уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и
князья, и знатные люди, и простой народ.
Помимо своего чисто функционального
назначения, баня играла большую роль в
различных обрядах. Например, баня
считалась необходимой накануне
венчания и на другой день свадьбы,
причем посещение бани сопровождалось
особым церемониалом.
О русских банях писали многие
иностранные путешественники.
Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.)
совершивший путешествие в Московию и
Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские
крепко держатся обычая мыться в бане...
а потому-то во всех городах и селениях
у них множество общественных и
частных бань. Олеарий, кстати,
упоминает, что русские пришли к
заключению, что Лжедмитрий —
чужестранец потому, что он не любил
бани. «Русские,— сообщает Олеарии,—
могут выносить сильный жар, от
которого они делаются все красными и
изнемогут до того; что уже не в
состоянии оставаться в бане, они
выбегают голые на улицу, как мужчины,
так и женщины, и обливаются холодной
водой, зимою же, выбежав из -бани на
двор, валяются в снегу, трут им тело,
будто мылом, и потом снова идут в баню».
Постройка бань разрешалась всем, у
кого имелось достаточно земли. Указ 1649
г. предписывал «мыльни строить на
огородах и на полых местах не близко
от хором». Домашние бани топились
всего один раз в неделю, по субботам, а
потому субботы считались банными
днями и по ним не работали даже
присутственные места. Обыкновенно в
домашних банях мылись целые семьи
одновременно мужчины и женщины
парились вместе. Впрочем, и в
общественных («торговых») банях люди
всякого возраста и пола также
парились и мылись вместе, правда,
женщины на одной стороне, мужчины — на
другой. И только в 1743 г. сенатским
указом было запрещено в. «торговых»
банях мыться мужчинам вместе с
женщинами и мужескому полу старше 7
лет входить в женскую баню, а женскому
полу того же возраста —
соответственно в мужскую.
Как написано в одном древнем
трактате, десять преимуществ дает
омовение: ясность ума, свежесть,
бодрость, здоровье, силу, красоту,
молодость, чистоту, приятный цвет кожи
и внимание красивых женщин. Отметим,
что тот, кто понимает, толк в парной
бане, ходит в баню не столько, чтобы
помыться, сколько погреться и
пропотеть.
Прогревание приводит к
благотворному изменению
функционального состояния органов и
систем организма, усилению обмена
веществ, способствует развитию
защитных и компенсаторных механизмов.
Объясняется это благоприятным
воздействием тепла и потения на
сердечно-сосудистую, дыхательную,
терморегулирующую и эндокринную
системы у большинства людей. Баня
успокаивает нервную систему,
восстанавливает бодрость, повышает
умственные способности.
Посмотрите, что писал о русской
парной бане еще в 1778 г. португалец
Санчес — врач императрицы Елизаветы
Петровны (этот трактат можно найти в
Москве в библиотеке им. Ленина): «Не
уповаю я, чтобы сыскался такой врач,
который бы не признавал за полезное
парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы
счастливо было общество, если б имело
нетрудный безвредный и столь
действенный способ, чтоб оным могло не
токмо сохранять здравие, но исцелять
или укрощать болезни, которые так
часто случаются. Я с моей стороны
только одну Российскую баню,
приготовленную надлежащим образом,
почитаю способною к принесению
человеку столь великого блага. Когда
помышляю о множестве лекарств из
аптек и из химических лабораторий,
выходящих и привозимых изо всех стран
света, то колико кратно желал я видеть,
чтобы половина или три четверти оных,
всюду великими расходами сооружаемых
зданий, превратились в бани
Российские, для пользы общества». И в
конце жизни, уехав из России, Санчес
способствовал открытию русских
парных бань во всех столицах Европы. |