Сохо и Виллиджи View to NY downtownМежду Канал-стрит (Canal Street), обозначающей конец вздыбленного небоскребами Финансового округа, и Четырнадцатой улицей, обозначающей окончательную победу регулярной сетки нумерованных улиц и авеню, располагается очень лакомый для всякого гостя Нью-Йорка район, который можно обозначить как "альтернативный Манхэттен". Эпицентр его, Вашингтон-сквер, находящийся всего в двух-трех остановках разных веток метро от "магнитного полюса" честолюбивых яппи всего мира, Финансового района, - это полюс того Нью-Йорка, куда стекаются со всего мира люди прямо противоположного толка: художники-нонконформисты, фри-джазмены, деятели авангардного театра, левые литераторы. Раньше, вплоть до 1950-х годов, самым бурно разрастающимся и развивающимся и районом Южного Манхэттена был соседний Чайна-таун, а Гринич-Виллидж же скорее выполнял роль полутуристской декорации "нью-йоркского Монмартра". Но с тех пор как (не в последнюю очередь с легкой руки гриничских жителей Боба Дилана и Энди Уорхола) искусство превратилось в динамично работающий бизнес, богема решительно перешла в наступление. Район старых складов, магазинов и фабричек к западу от Бродвея и к югу от Хаустон-стрит (Houston Street - пишется, как город Хьюстон, но читается именно как Хаустон) превратился в район художественных галерей и бутиков, известный теперь как Сохо (SoHo, то есть South of Houston, "к югу от Хаустон"). Теперь ему стало тесно, и он выплескивается в Нохо (North of Houston) и, перескочив через Гринич-Виллидж, в Челси. А эмигрантский район к востоку от Вашингтон-сквер, где еще 10 лет назад не стоило появляться после наступления темноты, превратился в Ист-Виллидж, успешно соперничающий по артистическому бурлению с Гринич-Виллиджем. Мало того: богема в последние несколько лет перекинулась и через Ист-Ривер, потихоньку осваивая богобоязненный еврейско-польский Вильямсбург. В отличие от Чайна-тауна, Виллиджи очень красивы необычной для Нью-Йорка тихой красотой. Но никто не селится здесь и не ходит сюда ради архитектурных красот. Всех интересует именно это публичное бурление артистической жизни: клубы, кофейни, театрики, лавки и галереи. Здесь задается тот стандарт альтернативы, который расходится по всей Америке и дальше - по всему миру. Театры, концертные залы и кинотеатры Нью-Йорк - город очень молодой. А театр - искусство, требующее многовекового ухода, не хуже английского газона. Поэтому театральная жизнь Нью-Йорка устроена совсем не так, как в европейских городах. Театры тут четко разделяются на три категории: бродвейские, внебродвейские (Off-Broadway) и вневнебродвейские (Off-off-Broadway). Первые сосредоточены в так называемом театральном районе (Theater District) вокруг Таймс-сквер. Это огромные заведения с залами человек на 500-700. Вторые гнездятся точно там же, но рассчитаны не более чем на 200 человек. Наконец, в третьих показывают спектакли человек для ста (или меньше); требование окупаемости там вовсе не является обязательным - и, соответственно, открывается больший простор для экспериментов. Сюда же относятся совсем альтернативные труппы, известные под названием fringe, то есть "обочина" или "бахрома". |